Использование инновационных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных
Необходимость формирования у студентов ключевых компетенций, общеучебных знаний, умений, навыков в современных условиях требует внедрения современных образовательных технологий.
Инструментарий современного педагога достаточно многообразен. Это и образовательные технологии, и технические средства обучения. Важно не потеряться в этом океане новых педагогических идей. Ключ к этому – постоянное самообразование.
Одной из задач современной системы образования является воспитание высоконравственных граждан и патриотов своей Родины. В связи с этим, для меня на первый план выходят задачи:
- формирование казахстанского патриотизма студентов;
- вооружение студентов знаниями и эффективными приёмами, способами, средствами их получения.
Тема моей методической проблемы «Формирование ключевых компетенций средствами ИКТ в практике преподавания Истории Казахстана». Выбор темы неслучаен. В современном обществе актуальными становятся не отдельные знания, умения и навыки, а способности человека к эффективной деятельности в различных жизненных ситуациях, в том числе и в профессиональной сфере, то есть ключевые компетенции.
Без использования современных педагогических технологий, приемов и методов обучения, нельзя сформировать компетенции студентов, активизировать их познавательную деятельность на уроках истории Казахстана. Внедряя современные технологии, я смог повысить эффективность и результативность учебных занятий и достигнуть положительных результатов в моей работе.
Ключевые компетенции формируются лишь в собственном опыте, поэтому и учебный процесс должен выстраиваться таким образом, чтобы обучающийся оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. С этой целью я в своей педагогической деятельности активно использую современные образовательные технологии: развития критического мышления через чтение и письмо, проблемного обучения, дебатной технологии, проектные методы, ИКТ.
Применение технологии развития критического мышления на уроках истории Казахстана позволяет создать благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей студентов.
Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
На своих уроках я часто применяю отдельные приёмы ТРКМ. При изучении большого по объему материала использую прием - Зигзаг
Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.
1.Стадия вызова осуществляется при помощи любых известных вам приемов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.
2.Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.
3.Стадия размышления: работа в группе "экспертов".
Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.
Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы.
Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.
Для формирования навыков работы с источниками я часто использую приём ЗХУ.
Другим приемом, используемым для систематизации материала, является прем ИНСЕРТ - маркировка текста значками по мере его чтения.
Прием Интеллект-карта способствует развитию комплексного мышления ребенка. Помогает рассмотреть ситуацию или проблему с разных сторон, предложить интересный вариант решения вопроса. Прием используется для развития аналитических способностей студентов, когда требуется выявить связи между понятиями, темами.
Прием "Отсроченная отгадка" был предложен А. Гином и в ряде методических разработок получил свое прочтение. По сути, этот прием — способ необычно начать урок, задать интригу, уже с самого начала урока активировать мышление студентов, придав ему определенное направление, созвучное теме урока.
Четвертая промышленная революция предъявляет новые требования к подготовке специалиста – развитие «критического мышления, креативности, эмоционального интеллекта… функциональной, IT грамотности, знания английского языка, высоконравственной гражданской зрелости».
IT-компетенции школьников обозначены ОЭСР как базовый навык, которыми должен обладать человек, чтобы преуспеть в ХХI веке. Внедрение цифровых технологий требует от человека не только навыков работы с различными программными приложениями, но и определенного уровня культуры использования информации.
Самый распространенный способ использования ИКТ в учебном процессе – мультимедийные презентации, выполненные в программе PowerPoint. Сегодня уже трудно удивить презентациями, каждый преподаватель в той или иной мере пользовался этим продуктом Microsoft Office. Хотя подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия студента. Зато готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока.
На уроках истории также применяются мультимедийные карты. Они удобны в использовании и в сочетании с интерактивной доской расширяют возможности работы с ними. Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями MapKit_1-4. предназначен для создания интерактивных карт, которые позволяют учителю не только просто и доступно объяснить на занятиях необходимый материал, но и проверить уровень знаний студентов.
Для работы по составлению хронологических линий применяется учебная среда «ОС3 Хронолайнер». Уникальное комплексное программное средство предназначено для создания, упорядочивания, визуализации и анализа иллюстративно-хронологических материалов (Линий Времени).
Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тесты и тренажеры.
В последнее время все большую популярность набирают ЦОРы – цифровые образовательные ресурсы. ЦОРы по Истории Казахстана представлены на сайте «Портал «История Казахстана». Кроме этого можно использовать ЦОРы на сайте Bilimland.
Активное применение нашло LearningApps.org – приложение для создания интерактивных заданий разных уровней сложности: викторин, кроссвордов, пазлов и игр, совершенно несложный в освоении.
Таким образом, использование информационных технологий помогает повышать мотивацию обучения студентов и приводит к целому ряду положительных следствий:
• психологически облегчает процесс усвоения материала;
• возбуждает познавательный интерес к предмету познания;
• идет более полное усвоение теоретического материала;
• идет овладение студентами умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
• формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.
• повышается производительность труда преподавателя и студента на уроке.
Также в последнее время все более активнее в учебных процесс внедряются мобильные технологии. Мобильный телефон может обеспечить доступ в Интернет, на образовательные сайты, которые содержат учебные курсы, контрольно-измерительный материал, практические задания и дополнительный материал (карты, иллюстрации, видео- и аудиоматериалы и т.д.). Примером такого использования являются Цифровые образовательные ресурсы на сайтах E-history (портал История Казахстана), Bilimland. Использование ЦОР позволяет осуществить задуманное, сделать уроки более результативными, чем при использовании традиционных методов. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.
Использование в телефоне специальных приложений, «читающих» файлы, дают возможность передавать учащимся лекционные материалы, практические задания и другую учебную информацию. Также источником информации могут быть видео- и аудио материалы, прочитать которые могут специальные приложения.
Мобильное приложение Kahoot — это сервис для создания онлайн-викторин, тестов и опросов. Студенты могут отвечать на созданные преподавателем тесты с планшетников, ноутбуков, смартфонов, то есть с любого устройства, имеющего доступ к Интернету.
В настоящее время разрабатываются и внедряются программные средства, позволяющие проводить опрос и анкетирование с помощью средств современной связи. Такой опрос занимает меньше времени и не требует дополнительной распечатки опросных листов или анкет на бумажных носителях и может быть организован и вне учебных аудиторий. Plickers - инструмент, использующий QR-коды. Mentimer — любопытный сервис, позволяющий задавать вопросы группе и получить мгновенную обратную связь через любые мобильные устройства, имеющие доступ в Интернет.
SOCRATIVE – это онлайн система голосования, которая позволяет преподавателям организовать в своих аудиториях серию учебных упражнений и дидактических игр.
Таким образом, внедрение мобильных средств визуализации, расширение возможностей дистанционного обучения, проведение тестов и опросов с помощью мобильных устройств существенно повышает эффективность преподавания общественных дисциплин.